metod
ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПОРТАЛ НЕЙРОПЕДАГОГОВ РОССИИ
ЗВОНОК ПО РОССИИ БЕСПЛАТНЫЙ
ЗВОНОК ПО РОССИИ БЕСПЛАТНЫЙ

НЕЙРОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Заключительный отчет научного исследования на тему «Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма» был представлен на утверждение директору научно-исследовательского института экспериментальной медицины АМН СССР, академику Н.П. Бехтеревой в 1981 году. 
Руководителем темы был заведующий Отделом экологической физиологии, д.м.н., проф. Н.Н. Василевский. Ответственным исполнителем данной работы выступил талантливый последователь академика И.П. Павлова, физиолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник института Геннадий Андреевич Шичко. 
В процессе решения поставленных в работе задач возникла необходимость создания и развития отдельного научного направления, которому Г.А. Шичко дал наименование ГОРТОНОВИКА (лат. hortatio – разные виды речевых воздействий, novo – обновлять, изобретать)
В монографии Г.А. Шичко «Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы» определяется важность разработки научного направления Гортоновика и обозначается спектр её основных задач: «синтез знаний, накопленных клиникой, школой, физиологией, психиатрией, педагогикой и социологией, и использование их для организации целенаправленного изучения различных форм воздействий на человека, вскрытие механизма и изыскание наиболее эффективных форм этих воздействий и внедрение их в практику лечебных и воспитательных учреждений».
Именно достижения Гортоновики легли в основу метода, который мы называем нейропедагогической коррекцией личности человека. 
В зависимости от направления девиации, метод разделился на множество узконаправленных методик.
Успех науки или отдельного направления существенно зависит от принципов, которыми надлежит руководствоваться.
Основными принципами Гортоновики являются следующие:
1) Материалистический монизм:
а) отвергать представления о сверхъестественном и намеки на него;
б) исходить из признания психической деятельности функцией и физиологической деятельностью головного мозга. Он требует проявлять личную активность, не надеяться на чудеса и случайности;
2) Нервизм: понимается в изложении И.П. Павлова;
3) Оптимализм: принцип оптимализма указывает на необходимость поиска наилучших, оптимальных решений задач;
4) Сингулизм: обязывает при поручении человеку каких-либо серьезных заданий, при использовании его в качестве испытуемого, при выборе приемов и методов воздействий учитывать особенности, которыми он обладает;
5) Гуманность: принцип гуманности предусматривает чуткое, благожелательное отношение к людям, обратившимся за помощью;
6) Личный пример: принцип личного примера так был сформулирован в сборнике древнеиндийской мудрости: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам».
Главная цель Гортоновики – поиск методов благотворного воздействия на человека с помощью слова, причем не только с лечебной, но и с воспитательной целями. Таким образом, Гортоновика должна служить во всех сферах человеческой деятельности и в первую очередь в психотерапии, педагогике, пенитенциарной и других государственных и общественных системах .
В своей главной научной работе, Г.А Шичко определил причину и нашел средство борьбы с алкоголизмом. 
Если человек пьет в результате искаженности сознания, значит нужно перепрограммировать это сознание, заменить проалкогольное убеждение на трезвенное. 
По этому пути он пошёл и в подробностях разработал содержание и методику занятий, в результате которых в течение дести дней самый глубокий алкоголик превращается в трезвенника.
Делается это при помощи:
1. Слова услышанного;
2. Слова увиденного;
3. Слова сказанного;
4. Слова воспроизведенного графически.

Три первых позиции составляют суть Второй сигнальной системы по И.П. Павлову.
Четвертая позиция открыта Геннадием Шичко и явилась завершением учения о Второй сигнальной системе. Все это нашло отражение, подробно описано и разработано в книге 
Г.А. Шичко «Вторая сигнальная система».

Вторая сигнальная система человека – это идущие в кору головного мозга от речевых органов вторые сигналы, которые, трансформируясь в конкретные образы, являются мощным инструментом по формированию нейронных связей. Нейронные связи головного мозга обуславливают сложное поведение. Все высшие функции нервной системы зависят от огромного числа связей между нейронами. Нейронные связи делают нас такими, какие мы есть. Их качество влияет на работу внутренних органов, на интеллектуальные способности и эмоциональную стабильность.
Геннадий Андреевич Шичко установил многократно возрастающую эффективность когнитивного* воздействия на формирование и переформирование нейронных связей, если воздействие осуществляется непосредственно перед сном, в так называемом просонном состоянии. 
По сути, нашему сознанию предлагается выполнить глубокий анализ интересующей проблемы, погрузиться перед сном в процесс самообучения, насыщая мозг новыми знаниями, формируя таким образом новые нейронные связи и уничтожая старые.
_________
*Когнитивный процесс - это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации – познавательный процесс. Когнитивное воздействие – речевое воздействие с целью формирования личности, её обучения или переобучения.
Нейронные связи головного мозга — проводка нервной системы. Работа нервной системы основана на способности нейрона воспринимать, обрабатывать и передавать информацию другим клеткам. Информация передается через нервный импульс. Поведение человека и функционирование его организма полностью зависит от передачи и получения импульсов нейронами через отростки. У нейрона два типа отростков: аксон и дендрит. Аксон у нейрона всегда один, именно по нему нейрон передает импульс другим клеткам. Получает же импульс через дендриты, которых может быть несколько. К дендритам "подведено" множество (иногда десятки тысяч) аксонов других нейронов. Дендрит и аксон контактируют через синапс.
Щель между дендритом и аксоном — синапс. Т.к. аксон "источник" импульса, дендрит "принимающий", а синаптическая щель — место взаимодействия: нейрон, от которого идет аксон, называют пресинаптическим; нейрон, от которого идет дендрит, — постсинаптическим. Синапсы могут формироваться и между аксоном и телом нейрона, и между двумя аксонами или двумя дендритами. Многие синаптические связи образованы дендритным шипиком и аксоном. Шипики очень пластичны, обладают множеством форм, могут быстро исчезать и формироваться. Они чувствительны к химическим и физическим воздействиям (травмы, инфекционные заболевания).
Нейронные связи головного мозга развиваются, когда человек находится в обогащенной стимулами среде. 
Новый опыт — ключ к увеличению нейронных связей. Новый опыт — это конфликт, когда проблема не решается теми средствами, которые уже есть у мозга. Поэтому ему приходится создавать новые связи, новые шаблоны поведения, что связано с увеличением плотности шипиков, количества дендритов и синапсов. 
Обучение новым навыкам приводит к образованию новых шипиков и дестабилизации старых соединений шипиков с аксонами. Человек вырабатывает новые привычки, а старые исчезают. 

Некоторые исследования связывают когнитивные расстройства (СДВГ, аутизм, умственную отсталость) с отклонениями в развитии шипиков. Шипики очень пластичны. Количество, форма и размер шипиков связаны с мотивацией, обучением и памятью. Время, требующееся на изменения их формы и размера, измеряется буквально в часах. Но это значит также, что настолько же быстро новые соединения могут исчезать. Поэтому лучше всего отдавать предпочтение кратким, но частым когнитивным нагрузкам, чем длительным и редким.
Изучением взаимосвязи активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением занимается когнитивная нейробиология, которая уделяет особое внимание изучению нейронной основы мыслительных процессов. За построение образовательного процесса с учетом данных о развитии мозга, об эффективных методах обучения и преподавания, о мозговой организации в процессах овладения учебного материала, с учетом особенностей мозгового развития обучающегося и преподавателей отвечает прикладная междисциплинарная научная область, получившая наименование «Нейропедагогика».
Опираясь на вышеописанные знания, метод по перепрограммированию сознания в интересах освобождения личности человека от девиантного поведения справедливо было назвать методом «нейропедагогической коррекции личности». 
Наш проект продолжает многолетнюю практику применения метода, который уже доказал свою универсальность, простоту и надежность.
Спасибо за Ваш выбор.
Оформить

Смотрите также
от